> всегда есть опасность, что его перемкнёт и он вернётся.Я думаю что эта опасность пренебрежимо мала. Я так понимаю что ему за столько лет все-таки уже надоело с графикой работать. Но ты не боись, большинство програмеров работающих с графикой и реально пишущих код - имеют очень характерное мнение по части иксов. А т.к. такие как ты мнение имеют, но код писать и вообще участвовать в процессах не хотят (инчае бы пожалуй подкорректировали мнение, градусов на 150) - процесс в целом имхо следует к вполне ожидаемой конечной остановке.
> давно иксы не правил… где тут мой мозгозаменитель?»
Врядли. Он писал что с графикой его работать таки утомило. Так что ближайшие несколько лет можешь не париться. А потом иксы наверное нарвутся на phase out а-ля sysv init. Так, глядя на активность mir & wayland, на то что они приобретают очертания, начинают работать, а програмеры гораздо охотнее лезут в их кишки чем в кишки иксов...
> это их личные проблемы, как они касаются меня и иксов — не ясно.
Ну, если ты планируешь доживать свой век сидя на завалинке, только на старом железе, с старым софтом - тогда, наверное, никак. Ты прав в том что хуже работать они не станут.
А вот насколько софт, тулкиты и драйверы будут хотеть возиться с поддержкой этого - очень отдельный вопрос.
> драйвера. а если захочется поновей (ну, типа, на новый крузис не хватит),
Какой-нибудь крузис - вообще в гробу иксы видал. Такие обычно с графикой работают через что-то типа libsdl.
- Либа, дай мне окно!
- На!
- А вот OpenGL еще надо.
- Готово.
И апликушник как таковой вооюще не в курсе - иксы там или что еще. И libsdl сам там как-нибудь внутри себя разберется к какому бэкэнду он там на этой системе интерфейснется чтобы "дай мне окно" сработало.
> которое без opengl даже работать толком не может.
Посмотри на RadeonSI, где единственным вариантом ускорения иксов является Glamor. Он вообще ничего не может без OpenGL: иксовые примитивы перегоняются в GL-ные, а ресурсоемкие для проца вещи - становятся шейдерами. И выполняются на стороне GPU. Это и обеспечивает ускорение. Один из немногих адекватных вариантов как современные GPU вообще могут "ускорять 2D операции". В том плане чтобы работало хоть немного быстрее чем гольный простой фреймбуфер+чисто софтварный рендер все и вся силами CPU.
Современные GPU так работают - это массово параллельные числодробилки с видеовыходом. У них нет fixed function железа для ускорения 2D. И если хочется поиметь какое-то ускорение - пойдешь как миленький поднимать инфраструктуру генерации шейдеров под эту вундервафлю (а в OpenGL все это неизбежно есть, поэтому его взять проше всего).
Или получишь на выбор нечто чуть лучше VGA-адаптера. Ну то-есть напрямую долбить в фреймбуфер конечно побыстрее чем в режиме VGA, но на этом "ускорение" и закончится. А, собственно, числодробильная сущность, которая все и ускоряет в 20 раз относительно CPU - она как по твоему должна задействоваться? Ну вот и получается что надо какой-то бэкэнд генерации шейдеров и какое-нибудь более-менее устаканившееся апи желательно, чтобы не переизобретать велосипед с риском того что у него еще и колеса будут квадратными. По этому поводу и появляются чудеса типа Glamor, EGL и прочая.