В принципе в том как позиционируется язык всё уже описано.1. No hidden control flow. Т.е. нет exception. Нет переопределения методов. Нет конструкторов и деструкторов.
2. Error это отдельный тип и ошибки обрабатывать придётся (что-то типа Maybe / Optional, но в процедурном стиле), иначе не скомпилипуется.
3. В тестах и дебаге тебе выдадут дательный пошаговый путь где возникла ошибка и весь её путь - это ОЧЕНЬ круто, такого нигде не видел. И это не stacktrace, а error trace.
4. Тесты пишутся прямо в файле как test {...zig code...} и сразу запускаются командной zig test - ничего делать не надо. Очень поощряет test-driven программирование. Я ещё ни разу не собирал проект и не разбирался как это делать детально, а уже несколько тысяч строк работающего кода с тестами.
5. Тесты можно дебажить и все breakpoint работают в VS Code.
6. Билд система тоже на Zig, не надо учить отдельный язык синтаксис (cmake/Gradle).
7. Максимальная безопасность - все значения по умолчанию const (настоящий, а не как константная ссылка), проверки выхода за границы, и т.д. и т.п. Т.е. в отличие от Rust много проверок в runtime в Debug режиме, вместо статического доказывания системе типов, как в Rust - притом что многие проверки можно реально выполнить только в runtime.
8. Аллокатор передаётся как параметр - никаких скрытых аллокаций памяти.
9. Аллокатор std.testing.allocator отлавливает утечки - очень круто, использую в тестах
10. Отличная интероперабельность с С (не тестировал сам)
defer / errdefer - крутейшая фича.
Вообще ощущение что пишешь на высокоуровневом языке, хотя Zig самый низкоуровневый из всех.
Я очень доволен. Скажу честно, расчитывал что он быстро начнёт разваливаться и я его выкину как "не смогла".
Но он превзошёл все мои ожидания даже в версии 0.10.0-dev.
Ребята очень заточены на безопасность, но в меру, без фанатизма, и на performance.
Уже добавили переносимые SIMD в язык (тип @Vector())