Ключевые слова:billing, isp, statistic, (найти похожие документы)
From: gara <gara at mail.ru>
Newsgroups: email
Date: Mon, 21 Jul 2004 18:21:07 +0000 (UTC)
Subject: Структура открытой системы билинга
ОПИСАНИЕ открытой системы билинга.
Биллинг есть система учета оказанных услуг и списанных денег.
Системы билинга делятся на несколько типов "по обслуживанию клиентов":
- Кратковременные. Я бы назвал их "моментальные контракты", это системы
обслуживающие "карточные" услуги.
IP телефония, Модемный доступ в Интернет, таксофоны.
- Розничные. Длительные отношения между компанией и клиентом
потребляющим "розничные" услуги или услуги в малых количествах. Клиент
потребляет Большой ассортимент услуг в малых количествах и оплачивает их.
В этом случае заключается соглашение-контракт.
- Корпоративные. Как правило клиент покупает ограниченный набор
услуг(1-2) но в больших объемах.
Первый и третий тип билинга нужен как правило большим компаниям.
Второй же тип необходим мелким и средним компаниям, покупающим услуги у
крупных компаний в больших объемах и продающим конечному пользователю в
малых "дозах".
Попытаемся описать составные части и функционал "розничного" типа
билинговой системы.
Основным компонентом билинга есть контракт между компанией и пользователем.
Контракт состоит из следующих частей:
1. Уникальный идентификатор контракта./ Номер контракта.
2. Состояния контракта.
3. Тип контракта.
4. Информация о клиенте.
5. Список услуг.
6. Список списанных средств.
7. Список поступивших средств.
8. Текущее состояние счета.
9. События по контракту.
2. Состояния контракта:
"Заявка" - Контракт подготовлен к подписанию, однако еще не подписан.
Будет введен в действие после подписания-активизации.
"Активен" - Контракт активен. Клиенту предоставляются услуги и списываются
средства.
"Заблокирован" - Предоставление услуг прекращено - временно приостановлено
или ограниченно.
"Расторгнут" - контракт с пользователем расторгнут, услуги не предоставляются.
Биллинг есть система учета оказанных услуг и списанных денег.
3. Тип контракта:
-Физ лица.
-Юр лица.
-Служебные.
В зависимости от типа контракта, списания могут происходить по разным схема.
И взаиморасчеты тоже могут быть по разным схемам (Авансовый - кредитный)
4.Информация о клиенте:
- ФИО или название фирмы.
- Адрес, фактически.
- Паспортные или Банковские данные
- Комментарии.
и т.д.
5. Список услуг - Список оказываемых услуг.
Каждая услуга может иметь следующие атрибуты:
- "Назначена активизация" - указанна дата начала
активизации-предоставления услуги.
- "Активна" - т.е. в данный момент оказывается.
- "Приостановлена, Назначена активизация " - в данный момент не оказывается
но начнет оказываться с определенного дня.
- "Назначено удаление" - назначена дата когда прекратится оказывание услуги.
Каждая услуга содержит в себе "элемент услуги": IP адрес, IP сеть, номер
телефона, имя домена, почтовый ящик, и.т.д
"элемент услуги" - тоже может быть заблокирован и НЕ заблокирован.
Другими словами, пользователь может иметь возможность использования
элемента или нет. Возможность управлять доступностью/возможностью
использования Элемента имеет как пользователь так и администратор.
Услуги также могут быть в состоянии заблокированы и НЕ заблокированы. Но
это скорее касается "элемента услуги" чем саму услугу.
6. Список списанных средств.
- Период дат, название услуги, и сумма списаний.
7. Список поступивших средств.
- Дата и сумма поступивших средств.
(6 и 7 пункты возможно объединить в один пункт меню и назвать "взаиморасчеты")
8. Текущее состояние счета - лицевого счета.
9. события по контракту.
Некий лог по контракту, например.
Активизирован/заблокирован/разблокирован контракт,
Добавлена/удаленна/изменена услуга, Добавлен/Удален/Изменен элемент
услуги. Поступление средств. Списание средств. Жалоба от клиента о
неисправности и/или недоступности какой-либо услуги.
Таким образом все выше описанное есть костяк билинговой системы.
---------------------------------------
Теперь какие события могут наступать по контракту и услугам.
Состояния контракта:
В зависимости от состояния баланса либо по каким либо другим причинам
состояние контракта может быть изменено.
Как показывает практика изменения могут идти в следующем порядке:
"Заявка" -> "Активен" -> "Заблокирован" ->"Активен" -> ...
... ->"Заблокирован" ->"Активен"->"Расторгнут"
Изменении состояния контракта влечет за собой изменения состояния
"элемента услуги", возможностью использования ОТКРЫТА или ЗАКРЫТА.
Таким образом для создания открытого билинга необходимо создать БАЗОВЫЙ
МОДУЛЬ билинга в задачи которого будет входить обеспечение выше
перечисленных функций и создание модулей-услуг.
Модуль услуги должен содержать следующие данные:
- Название.
- Связь с другим модулем.
- Описание стоимости.
- Список значений "элементов услуги" (список IP адресов, номеров телефонов,
доменов и т.д.)
Для каждой услуги необходимо реализовать механизмы (функции):
- списания средств со счета,
- добавление услуги и "элемента услуги",
- активации услуги и "элемента услуги",
- блокирования/разблокирования "элемента услуги",
- смены одной услуги на другую (в рамках однотипных услуг)
- удаление услуги.
Также для каждой услуги необходимо реализовать интерфейс как для
персонала компании так и для конечного пользователя.
Для разграничения прав доступа неплохо бы также предусмотреть систему
приоритетов для доступа персонала компании к различным модулям системы.
Примером модуль - услуги может быть:
- Доступ в Интернет по выделенной линии(с различными способами оплаты).
- Размещение и управление web сервером.
- Доступ к почтовому ящику.
- Доступ к локальным ресурсам.
- Разовые услуги.
Кроме этого возможна реализация модулей НЕУСЛУГ.
Например:
- Пополнение счета с помощью различных платежных карт.
- Экспорт данных в бухгалтерские программы и Execel.
- Статистические, финансовые и аналитические отчеты.
- и т.д.
Такая модульность позволяет менять "поведение" билинга, в зависимости от
того какие модули и/или модуль - услуги подключены.
Неотъемлемой частью билинга есть возможность пользователя управлять контрактом.
Подразумевает наличие интерфейса пользователя к своему контракту.
Возможность вносить какие-то изменения. Например блокировать "элемент
услуги". Отказываться от услуги. Менять услугу с одной на другую.
"Покупать" услугу.
Хотелось бы услышать мнение уважаемого ALL.
Заранее благодарен за критические высказывания.
Спасибо за хорошую статью. Скажу большое спасибо, когда посоветуете бесплатную Хорошую биллинговую систему.
P.S. Лучше маленький доллар, чем большое спасибо.