The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Каталог документации / Раздел "Perl" / Оглавление документа
Синтаксис

Perl программа (скрипт) состоит из последовательности деклараций и предложений. Единственно что должно быть обязательно декларировано, это форматы отчетов и подпрограммы (функции). Все необъявленные переменные, массивы имеют значение 0 или null.

Декларации (объявления).

Perl имеет свободный формат. Комментарии начинаются с символа '#' и продолжаются до конца строки. Декларации могут использоваться в любом месте программы так же как и предложения (statements), но действуют они только в фазе компиляции программы. Обычно их помещают или в начале или в конце программы. Декларация подпрограмм позволяет использовать имя подпрограммы как списковый оператор, начиная с момента декларирования.
Пример:


	sub test;	# Декларация подпрограммы test



	$var1 = test $0; # Использование как оператора списка.

Декларации подпрограмм могут быть загружены из отдельного файла предложением require или загружены и импортированы в текущую область имен предложением use. Подробно см. главу Модули.

Простое предложение.

Простое предложение обязательно заканчивается символом ';' если только это не последнее предложение в блоке где ';' можно опустить. Заметьте, что существуют операторы такие как eval{} и do{}, которые выглядят как сложные предложения, но на самом деле это термы и требуют обязательного указания конца предложения.

Любое простое предложение может содержать single модификатор перед ';'. Существуют следующие single модификаторы:


	if EXPR

	unless EXPR

	while EXPR

	until EXPR

где EXPR - выражение, возвращающее логическое значение true или false. Модификаторы while и until вычисляются в начале предложения кроме блока do, который выполняется первым.

if EXPR- Модификатор "если". Предложение выполняется, если EXPR возвращает true.

Пример:


	$var = 1;

	$var2 = 3 if $var > 0; # Результат: $var2 = 3

while EXPR - Модификатор "пока". Предложение выполняется пока EXPR = true

Пример:


	$var = 1;

	print $var++ while $var < 5; # Печать $var с инкрементом

Результат: 1234

until EXPR- Модификатор "до ". Предложение выполняется до тех пор пока EXPR = false

Пример:


	$var = 1;

	print $var++ until $var > 5; # Печать $var с инкрементом

Результат: 12345

unless EXPR - Модификатор "если не" . Обратный к if. Выражение выполняется если EXPR = false.

Пример:


	$var = 1;

	print $var++ unless $var > 5; # Печать $var с инкрементом

Результат: 1

Сложные предложения.

Последовательность простых предложений, ограниченная функциональными ограничителями, называется блоком. В Perl это может быть целый файл, последовательность предложений в операторе eval{} или чаще всего это множество простых предложений, ограниченных круглыми скобками '{}'.

Существуют следующие виды сложных предложений:

Обратите внимание, что сложные предложения описаны в термах блоков, а не предложений, как в языках C или Pascal. Поэтому необходимо всегда использовать круглые скобки для обозначения блока.

if (EXPR) BLOCK - Вычисляется логическое выражение EXPR и если true блок выполняется.
Пример:


	$var =1;

	if ($var == 1)

	   { print $var,"\n";

	   }

Результат: 1

if (EXPR) BLOCK else BLOCK2 - Если EXPR=true выполняется BLOCK иначе BLOCK2.
Пример:


	$var =2;

	if ($var == 1)

	   { print "\$var = 1\n";

	   }

	else

	   { print "\$var не равно 1\n";

	   }

Результат: $var не равно 1

if (EXPR1) BLOCK1 elsif (EXPR2) BLOCK2 ... else BLOCK - Если EXPR1=true выполняется BLOCK1 иначе если EXPR2=true выполняется BLOCK2 иначе ... иначе BLOCK.
Пример:


	$var = 1;

	if ($var == 0)

	   { print "\$var = 0\n";

	   }

	elsif ($var == 1)

	   { print "\$var = 1\n";

	   }

	else

	   { print "Не известное \$var\n";

	   }

Результат: $var = 1

Цикл While

Цикл while выполняет BLOCK до тех пор пока EXPR = true. Метка LABEL не обязательна и состоит из идентификатора, завершающегося символом ':'. Метка необходима при использовании внутри блока цикла управляющих операторов next, last и redo. Если метка все же отсутствует, то эти операторы ссылаются к началу ближайшего цикла. Блок после continue выполняется всегда перед тем как вычисляется логическое выражение EXPR. Это подобно EXPR3 в предложении for, поэтому в этом блоке удобно изменять счетчики и флаги цикла даже если применяется оператор next.

Операторы управления циклом.

next - подобен continue в С. Переходит к началу текущего цикла т.е. повторяет итерацию.

Пример:


	M1:

	while ($i < 6)

	    {

	    ++$i;	# Увеличиваем счетчик на 1

	    next M1 if $i < 3; # Переходим в начало если $i < 3

	    ++$i;	# иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1

	    }

	continue

	    {

	    print "$i "; # Печатаем $i

	    }

Результат: 1 2 4 6

last - подобен оператору break в языке С. Немедленно прерывает цикл. Блок continue пропускается.

Пример:


        M1:

        while ($i < 6)

            {

            ++$i;       # Увеличиваем счетчик на 1

            last M1 if $i > 3; # Выход из цикла если $i > 3

            ++$i;       # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1

            }

continue {

            print "$i "; # Печатаем $i

}

Результат: 2 4

redo - начать новый цикл не вычисляя EXPR и не выполняя continue блок.

Пример:


        M1:

        while ($i < 6)

            {

            ++$i;       # Увеличиваем счетчик на 1

            redo M1 if $i == 3; # Далее пропустить для $i = 3

            ++$i;       # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1

            }

continue {

            print "$i "; # Печатаем $i

}

Результат: 2 5 7

Цикл for.

LABEL for (EXPR1; EXPR2; EXPR3) BLOCK
Оператор for полностью аналогичен оператору for в С. В перед началом цикла выполняется EXPR1, если EXPR2 = true выполняется блок, затем выполняется EXPR3.

Пример:


	for ($i = 2; $i < 5; ++$i)

           {

           print $i, " ";

           }

        print "\nПосле цикла i = $i\n";

Результат:

Цикл foreach.

LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK
Переменной VAR присваивается поочередно каждый элемент списка LIST и выполняется блок. Если VAR опущено, то элементы присваиваются встроенной переменной $_. Если в теле блока изменять значение VAR то это вызовет изменение и элементов списка т.к. VAR фактически указывает на текущий элемент списка. Вместо слова foreach можно писать просто for - это слова синонимы.

Пример:


        @месяц = ("январь","февраль","март");  # Создали массив

        foreach $i (@месяц)

            {

            print $i," ";       # Печать $i

            }

Результат: январь февраль март

Пример:


        @месяц = ("январь","февраль","март");  # Создали массив

        foreach $i (@месяц)

            {

            $i = uc($i); # Перевели в верхний регистр

            }

        print @месяц;

Результат: ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТ

Пример:


	for $i (3,5,7)

	    {

	    print "$i ";

	    }

Результат: 3 5 7

Блоки и оператор switch.

Блок не зависимо от того имеет он метку или нет семантически представляет собой цикл который выполняется один раз. Поэтому действие операторов цикла next, last, redo - аналогично описанному выше. Блоки удобны для построения switch (переключатель) структур. В Perl нет специального оператора switch подобного языку С поэтому вы сами можете создавать удобные для вас конструкции. Опыт автора показывает что для простоты написания лучше всего подходит конструкция вида if ... elsif ... else ... хотя можно сочинить и нечто подобное:


	SWITCH:

	{

	if ($i ==1 ) { .....; last SWITCH; }

	if ($i ==2 ) { .....; last SWITCH; }

	if ($i ==3 ) { .....; last SWITCH; }

	$default = 13;

	}

Выбирайте сами по своему вкусу.

Оператор goto.

В Perl существует оператор goto хотя где , как и когда его применять как говорил Ходжа Насреддин "Тонкий философский вопрос". Для начинающих программистов которым от так "нужен" я бы вообще посоветовал "забыть" о его существовании. Однако при создании больших производственных задач на последнем этапе особенно при отработке "отвальных" ошибочных ситуаций конечно goto нужен.

В Perl реализовано три формы goto. goto - метка, goto - выражение и goto - подпрограмма.
gotoметка выполняет непосредственный переход на указанную метку.
goto - выражениеВычисляет имя метки и делает соответствующий переход. Например если мы хотим сделать переход на одну из трех меток "M1:", "M2:" или "M3:" в зависимости от значений переменной $i равной 0, 1 или 2 то это лучше сделать следующим образом:

	goto ("M1", "M2", "M3")[$i];

здесь $i используется как индекс массива указанного непосредственно в выражении.
goto подпрограммадовольно редкий случай т.к. всегда проще и надежней вызвать подпрограмму "естественным" образом.

POD операторы. Документирование программ.

В Perl реализован очень удобный механизм для написания документации в момент создания программы. Для этого применяются специальные POD операторы. Если в теле программы интерпретатор встречает оператор начинающийся с символа '=' например:


	= head Набор стандартных процедур

то пропускается все до слова '=cut'. Это удобно для включения длинных на несколько строк или страниц комментариев. Затем с помощью специальной программы pod можно отделить текст документации от текста программы.



Партнёры:
PostgresPro
Inferno Solutions
Hosting by Hoster.ru
Хостинг:

Закладки на сайте
Проследить за страницей
Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
Добавить, Поддержать, Вебмастеру