The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Выпуск свободной системы 3D-моделирования Blender 4.2

21.07.2024 16:13

Организация Blender Foundation опубликовала выпуск свободного пакета 3D-моделирования Blender 4.2, подходящего для решения различных задач, связанных с 3D-моделированием, 3D-графикой, разработкой компьютерных игр, симуляцией, рендерингом, композитингом, трекингом движений, скульптурным моделированием, созданием анимации и монтажом видео. Код распространяется под лицензией GPL. Готовые сборки сформированы для Linux, Windows и macOS. Выпуск получил статус релиза с расширенным сроком поддержки (LTS) и будет поддерживаться до июля 2026 года. Также продолжают поддерживаться LTS-ветки Blender 3.3 и 3.6, обновления для которых будут формироваться до сентября 2024 года и июня 2025 года.

Среди добавленных улучшений:

  • Модернизированы и унифицированы системы дополнений (Add-on) и тем оформления, которые трансформированы в общую концепцию расширений (Extension). Расширения можно легко устанавливать с диска, локального репозитория или сайта extensions.blender.org в режиме Drag & Drop и обновлять прямо из интерфейса Blender (проверка наличия обновлений в репозиториях осуществляется при каждом запуске).
  • Включена новая полностью переписанная реализация движка рендеринга EEVEE, поддерживающего физически корректный рендеринг в реальном времени и использующего GPU для визуализации. Новый вариант движка развивается в рамках проекта EEVEE Next и примечателен поддержкой реалистичного рендеринга с использованием глобального освещения (рендеринг с учётом косвенного освещения, отражения и преломления света), смещений (деформация в соответствии с текстурной картой), улучшенного SSS (Subsurface Scattering, имитация рассеяния света внутри полупрозрачных материалов), стабильных дизеринговых объёмных эффектов (dithered volumetric) при навигации по сцене, неограниченного числа BSDF (Bidirectional Scattering Distribution Function) и источников света в сцене и применением эффекта размытия движения во вьюпорте (имитация размытия при быстром движении объектов). EEVEE теперь позволяет автоматически выделять интенсивные источники света внешней среды и обрабатываться их как солнечные лучи, обеспечивая отрисовку более реалистичных теней.

  • В систему рендеринга Cycles внесены изменения, нацеленные на повышение качества и скорости рендеринга. Добавлена новая нода Ray Portal BSDF для переноса лучей на новое место в сцене, что можно использовать, например, для рендеринга порталов. В ноде с принципиальным шейдером BSDF (Principled BSDF) реализована поддержка физически точных эффектов интерференции в тонкой плёнке, например, для реалистичной отрисовки пузырей. Повышено качество устранения шумов и добавлена возможность ускорения операций устранения шумов с привлечением GPU AMD на системах с Linux и Windows.
  • Расширены возможности для автоматизации развёртывания и сопровождения сборок Blender в анимационных студиях, а также в изолированных окружениях, не предоставляющих доступ к глобальной сети (используемые скрипты и дополнения могут оформляться в виде отдельных наборов, а для запуска в offline-режиме предусмотрен флаг "--offline-mode").
  • Встроена поддержка опубликованной консорциумом Khronos спецификации PBR Neutral Tone Mapper, позволяющей добиться фотореалистичной цветопередачи при рендеринге ассетов.
  • Добавлен новый режим для быстрого создания многоугольных фигур - в данном режиме при каждом нажатии на левую кнопку мыши добавляется новая точка многоугольника, а если нажатие совпадает с начальной точкой, фигура замыкается. В режиме скульптурного моделирования жест для создания линии теперь может использоваться для обрезки (Trim), формирования наборов граней (Face Set) и скрытия, а жест свободного выделения "лассо" для скрытия областей.
  • Добавлен новый тип сокетов, использующих матрицы и существенно упрощающих преобразования. Также добавлены типовые ноды для работы с матрицами.

  • Повышена интерактивность работы с инструментарием "Node tools", который можно использовать для расширения базовых возможностей Blender и изменения существующих инструментов, используя геометрические ноды вместо скриптов на языке Python. В системе нодов теперь можно использовать информацию о вьюпорте и позиции мыши, добавлена функция применения выбранного оператора только после щелчка мышью. Проведена оптимизация геометрических нод, связанная с использованием многопоточности. В 4-10 раз ускорено выполнение нод для масштабирования элементов, и в 10-20 раз для сэмплировании UV-поверхностей.

  • Улучшен интерфейс нелинейного видеоредактора (Video Sequencer). Для более заметного разделения скруглены углы элементов и увеличены отступы на монтажном столе, утолщены контуры активных и выделенных дорожек. Для корректировки позиции элемента достаточно подвести курсор к краю дорожки или области между дорожками и перемешать мышь, удерживая левую клавишу. Элементы, связанные с несуществующими файлами, теперь выделяются красным цветом и специальной пиктограммой. В текстовых дорожках добавлены дополнительные настройки тени, которые отбрасывает текст.
  • Обеспечена совместимость со спецификацией CY2024, определяющей утилиты и библиотеки эталонной платформы VFX. Обновлены версии Python 3.11, OpenEXR 3.2, OpenColorIO 2.3 и OpenSubdiv 3.6.
  • Добавлена поддержка привязки своего обработчика экспорта к каждой коллекции, чтобы не выбирать каждый раз формат при повторном экспорте ассетов. Например, можно привязать использование формата glTF к ассетам для игр или формата USD для студийных работ. Настройки экспорта сохраняются в файлах .blend и не сбрасываются между сеансами. Добавлена возможность импорта и экспорта в формате USD моделей волос и импорта облаков точек. В 3-2 раза ускорен процесс проверки мэшей при импорте. Включена проверка мэшей при импорте файлов в форматах USD, OBJ, PLY и STL. Добавлена возможность импорта сразу нескольких файлов Alembic за один раз.
  • Добавлены средства для создания переносимых установок, в которых автоматически подхватываются настройки для воссоздания окружения пользователя. Настройки размещаются в каталоге portable, из которого Blender пытается перенести конфигурацию во время запуска.
  • В системе постобработки (Compositor) реализована поддержка ускорения с задействованием GPU.
  • Значительно повышена производительность графического редактора.
  • Во встроенном текстовом редактора обеспечена подсветка синтаксиса языка шейдеров GLSL.
  • Оптимизировано оформление различных диалогов и улучшено масштабирование интерфейса.
  • В 5 раз ускорено выполнение отката изменений (Undo).
  • В пользовательских окружениях на базе протокола Wayland реализована возможность копирования и вставки изображений из буфера обмена.
  • На платформе Linux предоставлена поддержка регистрации и удаления файловых ассоциаций, позволяющих вызывать приложение Blender при попытке открытия различных типов файлов.




  1. Главная ссылка к новости (https://studio.blender.org/blo...)
  2. OpenNews: Выпуск свободной системы 3D-моделирования Blender 4.0
  3. OpenNews: BlenderGPT - плагин для управления Blender командами на естественном языке
  4. OpenNews: Инфраструктура разработки Blender переведена c Phabricator на платформу Gitea
  5. OpenNews: SPA Studios открыла код внутреннего форка Blender с доработками Grease Pencil
  6. OpenNews: Сообщество Blender выпустило анимационный фильм Sprite Fright
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/61588-blender
Ключевые слова: blender, 3d
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (64) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, Diozan (ok), 16:31, 21/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    Народ, это чисто мультики делать, или модель для 3D принтера на нём можно тоже сваять?
     
     
  • 2.2, Аноним (2), 16:35, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +8 +/
    Для 3д принтера тебе нужно любой cad, а потом слайсер. Блендер для этого мало подходит. Только если ты художественную фигуру решил сделать, а не деталь. У блендер есть плагин, но он фиговый и отстой.
     
  • 2.14, Xenia Joness (ok), 18:33, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    > модель для 3D принтера

    Используй Solidworks, это лучшее, что сделало человечество (конечно из 3D-CAD)

     
     
  • 3.16, svetrnd (ok), 18:46, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Зачастую FreeCAD за глаза что для листовых материалов, что для 3д-принтера
     
  • 3.50, Аноним (50), 08:59, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Spaceclaim удобнее.
     
  • 3.53, Аноним (53), 09:38, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Подписка $100 в год за "Educational Premium" или от $4000 постоянная (слетающая при малейших изменениях в оборудовании) лицензия для организаций. Платить карточкой VISA. Ну или бери и пользуйся.
     
  • 3.79, ы (?), 17:18, 23/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Поллитрухину привет передавай
     
  • 2.18, Аноним (18), 19:04, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    ДА
     
     
  • 3.30, Аноним (30), 20:32, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    Ктонибудь, кто в курсе [с украины], - это повсеметно .RU домен сейчас блочится или только на Vodafone?
    (подозрительно что только на редких сайтах выдаёт что, забаненно в соотв-вии с таким то постановлением далее длинная пачка, в которой в ч.н.незаметно и даже тех сайто, по кр.мере бегло, а на тех что с 2014 банили другие - нет такого тупо переход на офсайт)
     
     
  • 4.34, Аноним (34), 22:22, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Vodafone даже .ua сайты блочит, о чём тут говорить
     
     
  • 5.47, Аноним (47), 08:34, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Гугл-поиск уа вместе с ру выдаёт.
     
     
  • 6.55, Аноним (55), 09:47, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Новостные сайты РФ они ещё в 2015 перестали выдавть а то никого не волнут, а сейчас при их заблокированности и вовсе, по кр.мере если не знать как открывать их и без VPN или тор-подобного, убирут прийдётся преходить на эти.
    А, ну ещё и online-магазины тогда уже забанили... самое главное надо полагать, конкуренция во всей красе.
     
  • 4.52, Флудер (?), 09:30, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Там хаос в блокировках - у каждого провайдера по-разному
     
     
  • 5.75, Аноним (75), 09:01, 23/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Всё можно не отписываться больше, меня и тут уже цензурируя блокируют)
    Что же даже рад - меньше времени жизни буду тратить.
     
  • 2.22, crypt (ok), 19:15, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    с успехом как редактор видео использовал на FreeBSD
     
     
  • 3.89, Лёха (?), 14:42, 25/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Только тут на текущий момент почему-то
    # pkg search blender                                                                                                                                               blender-4.1.1_1                3D modeling/rendering/animation package
    blender-doc-4.2                Blender Documentation
    --
    немножко подразъехалось : )
     
     
  • 4.90, crypt (ok), 19:20, 25/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > --
    > немножко подразъехалось : )

    у меня 3.0.0 из портов, мне хватает

     
  • 2.23, Аноним (23), 19:20, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Модель для 3D принтера можно сделать, есть даже уроки на ютюбе по этой теме.
     
  • 2.28, Boboms (ok), 20:07, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Компас, лицензия 1,5к рубля для дома. Выше крыши...
     
     
  • 3.36, noc101 (ok), 00:08, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Блендер бесплатно качается. Выше крыши
     
     
  • 4.43, Аноним (2), 06:16, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    Выше какой крыши? Блендер это не cad. Совсем что-ли с ума сошел на старости лет?
     
     
  • 5.65, noc101 (ok), 16:45, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    > Выше какой крыши? Блендер это не cad. Совсем что-ли с ума сошел
    > на старости лет?

    А на принтерах печатают только детали?
    Посмотрю как ты в каде сделаешь скульптуру.

     
  • 4.63, Аноним (63), 14:31, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Как и Компас.
     
     
  • 5.68, noc101 (ok), 19:11, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Как и Компас.

    выше пишут про 1.5к рублей. Вы уж там определитесь) Я то про Компас знаю ровно ничего. Кому верить?))

     
     
  • 6.74, Axel (??), 08:15, 23/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вполне себе бесплатно качается
     
  • 2.32, Аноним (32), 21:05, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Можно, многие в нём и делают.
     
  • 2.40, noc101 (ok), 00:12, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Не только мультики. Можно и 3Д модели для принтера делать.Многие делают
     
  • 2.51, Аноним (50), 09:02, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > модель для 3D принтера на нём можно тоже сваять?

    Можно. Это, конечно, не нормальный кад, но значительно лучше, чем пытаться использовать freecad.

     
  • 2.57, гоквч (?), 10:47, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Можно, если навостриться то офигенно получается. В CAD системах выгрузка в STL сделана на отвали.
     
  • 2.80, Mapper 720 (?), 08:12, 24/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Я уже несколько моделей для печати сделал и распечатал - все в Blender.
     

  • 1.3, Аноним (2), 16:36, 21/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +8 +/
    Опять в приложении по редактированию видео зачем то запихнули 3д редактор.
     
     
  • 2.15, Klizma (?), 18:44, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Можно бы туда еще и редактор растровой графики запихнуть, тогда будем использовать Blender вместо GIMP-а.
     
     
  • 3.17, Аноним (17), 18:56, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Есть.
     
  • 3.39, noc101 (ok), 00:11, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Это было бы замечательно!
     

  • 1.6, Аноним (6), 16:46, 21/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –5 +/
    Рейтресинг во вьюпорте... крайне сомнительная вещь.
     
     
  • 2.19, Аноним (18), 19:06, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Да, для владельцев GeForce 560. Но! можно отключить!
     
  • 2.72, Аноним (32), 03:03, 23/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Сразу видно, что в Blender'е ты не работал.
     

  • 1.8, Аноним (8), 16:48, 21/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    > Включена новая полностью переписанная реализация движка рендеринга EEVEE

    это тот движ, который целиком и полностью по невидию ?

     
     
  • 2.20, Аноним (18), 19:06, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –4 +/
    Так других видеокарт не существует.
     
  • 2.29, Boboms (ok), 20:08, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    А ты не путаешь цыклы с иви?
     

  • 1.25, Аноним (25), 19:31, 21/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    >рендеринга EEVEE, поддерживающего физически корректный рендеринг в реальном времени и использующего GPU для визуализации.

    Разве Иви не использует только процессор? Там же вроде был рендеринг только на процессоре, без видеокарты?!

     
     
  • 2.27, Аноним (2), 19:44, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Нет это же просто опегл 3.3 он и на проце норм считается. Не быстро но норм)
     
     
  • 3.46, Аноним (46), 08:23, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    только не ниже OpenGL 4.3 для последних версий Blender
     

  • 1.31, Аноним (32), 21:04, 21/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Кто слышал, Nested Dielectrics или их аналог в Cycles завезут?
     
     
  • 2.33, ИмяХ (ok), 21:15, 21/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Нет, все ждут, пока кто-то другой завезёт. Если тебе невтерпёж - запили сам
     
     
  • 3.41, Аноним (32), 02:23, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Пока нашёл, как без них обходиться.
     

  • 1.38, noc101 (ok), 00:11, 22/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    Лучший Опен Соурс продукт! Его в пример надо ставить всем проектам. Особенно типа графическому редактору Гимпу.

    В нем просто приятно работать! Интерфейс лучший из 3Д редакторов. Хотя и дело вкуса это. Но имхо интерфейс бомба!

     
     
  • 2.45, Аноним (45), 07:22, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Меня поражает что в интернете есть человек с мнением которого постоянно несогласен.
     
     
  • 3.54, Аноним (54), 09:42, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Думаешь этот человек проник в интернет? Скорее всего он просто сидит на диване.
     
     
  • 4.69, Аноним (69), 19:18, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Естественно он ещё называет себя экспертом.
     

  • 1.42, Аноним (42), 02:56, 22/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    А кто-нибудь пользовался как видеоредактором? Какие мнения? А то в линуксах на этом фронте как-то скудновато.
     
     
  • 2.44, Аноним (2), 06:19, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Мнение что все что нужно для редактор там есть. Единственное что когда делаешь например микс аудио и на выходе нужна отдельная аудиорожка почему в процессе сохранения файла весь интерфейс просто наглухо виснет и даже не показывает прогресс.
     
     
  • 3.56, Аноним (46), 10:14, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Для экспорта аудио надо выбирать в самой верхней менюхе  Render -> Audio,  тогда всё нормально работает. Это тоже одна из "особенностей" текущей реализации интерфейса VSE.
     
     
  • 4.62, Аноним (2), 13:02, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    И где ты был последние 8 лет? Так гораздо лучше.
     
  • 2.49, Аноним (46), 08:51, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    К сожалению, VSE весьма слаб по функционалу, да и интерфейсом сыроват, но зато пошла хоть какая-то движуха последние пол-года в разработке. Подключился очень крутой литовский прогер, который до этого больше 15 лет работал над Unity и там он вроде как был в топе по коммитам - Aras Pranckevičius. Благодаря ему уже влита куча кода по повышению быстродействия VSE, множество эстетических улучшений на таймлайне, приведение в порядок режимов интерполяции да и много всего прочего. И похоже он не собирается останавливаться)
    Кроме того, в альфе следующей версии (4.3) наконец-то добавили субфрейм сдвиг аудио-дорожек (с миллисекундной точностью) и почти готов линкинг дорожек. Лично мне очень не хватает возможности накладывать луты, но в остальном нехитрый монтаж уже вполне можно делать.
     
  • 2.70, Аноним (70), 20:18, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Чем DaVinci Resolve не устраивает?
     
     
  • 3.71, Аноним (46), 21:32, 22/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну, успехов вам - завести Давинчи на разных видюхах и разных дистрибах Линукса) Я уж не говорю про ограничения фриварной версии (а платную сейчас в России просто так и не купишь)
     
     
  • 4.73, Аноним (32), 03:09, 23/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну если деняк нет, используй Natron. Если есть, но Давинчи не нравится, есть Nuke, есть Flame. А вообще не знаю, в чём там проблема Давинчи запустить. УМВР на Void.
     
     
  • 5.81, prokoudine (ok), 14:10, 24/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Нет стиральной машины? Используй пылесос!

    Поправил, не благодари.

     
     
  • 6.92, Аноним (32), 20:14, 27/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Оба чистоту наводят, так что всё правильно.
     
     
  • 7.93, prokoudine (ok), 15:28, 28/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Оба чистоту наводят, так что всё правильно.

    Демонстрируешь чудеса ментальной гимнастики.

     

  • 1.91, Аноним (91), 12:33, 26/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Как называется игровой движок?
    Его создали российские программисты на основе другого движка open source.  Открыли исходный код. А Затем ушли разработчиками в Unity.
     
  • 1.94, Аноним (94), 20:25, 28/07/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Кстати а все обнаружили кто попробовал новую версию что такие важные аддоны как Bool, Modifier Tools, Discombobulator, Extra Curve, Cell Fracture и еще куча других убраны из поставки и доступны лишь зарегистрированным пользователям на блендер орг онлайн?
    В 4.1 еще такого треша не было
     
     
  • 2.95, Аноним (95), 14:04, 29/07/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Регистрации не нужно, просто разрешить в настройках доступ онлайн.
    Сам факт зависимости блендера от доступа к интернету плохой звоночек - до этого приложение было полностью автономным.
    Вынести Bool и Modifier Tools в доп пакеты это правда странно - я и сам устанавливаю их сразу после первого запуска.
    PS Там еще выбор модификаторов поменялся с 4.1 - безобразно но теперь видимо единообразно, но есть сторонний аддон вернуть обратно, тоже теперь онлайн :)
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру