| |
Содержание
В сообществе людей с ослабленным зрением и людей, не имеющих возможности вводить текст с клавиатуры, широко используется звуковое воспроизведение документов, в основе которого лежит использование синтезатора речи и "звуковых пиктограмм". Чаще всего звуковое воспроизведение осуществляется путем преобразования документа в простой текст, который затем подается на вход специализированной программы или устройства, считывающего содержимое экрана и произносящего вслух все отображенные на нем символы. Это снижает эффективность представления по сравнению со случаем, когда структура документа остается неизменной. Свойства таблиц стилей, используемые при звуковом воспроизведении, (в среде поливариантного представления) могут выступать в качестве дополнения или альтернативы для свойств, используемых при визуальном отображении.
Помимо очевидных преимуществ, предоставляемых процедурой звукового воспроизведения в плане доступа к документам, существует ряд других достоинств, проявляющихся при ее использовании для прослушивания информации в салонах автомобилей, в системах промышленной и медицинской документации (сети Intranet), на досуге в домашних условиях, в качестве вспомогательного средства для пользователей, которые хотят научиться читать или испытывают определенные трудности при чтении.
При использовании свойств, управляющих звуковым воспроизведением, область представления формируется из трехмерного физического пространства (объемного звука) и пространства времени (в котором можно осуществлять упорядочивание звуков, воспроизводя одни перед, во время или после других). Кроме этого, свойства CSS позволяют разработчикам настраивать параметры синтезируемой речи (тип голоса, его частоту, интонацию и прочее).
H1, H2, H3, H4, H5, H6 { voice-family: paul; stress: 20; richness: 90; cue-before: url("ping.au") } P.heidi { azimuth: center-left } P.peter { azimuth: right } P.goat { volume: x-soft }
Следуя этим правилам, синтезатор речи будет воспроизводить заголовки (набранные чем-то вроде "звукового шрифта") насыщенным голосом низкой тональности, который называется "paul". Воспроизведению заголовков будет предшествовать воссоздание звукового шаблона, определяемого заданным URL. Если звуковая система поддерживает трехмерное звучание, то абзацы, имеющие класс "heidi", будут слышны спереди слева, а абзацы с классом "peter" - справа от слушателя. Абзацы, имеющие класс "goat", будут воспроизводиться очень тихо.
Значение: | <number> | <percentage> | silent | x-soft | soft | medium | loud | x-loud | inherit |
Начальное значение: | medium |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | относительно наследуемого значения |
Ассоциированные устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Громкостью называется средний уровень волнового фронта. Т.е. сильно флектирующий голос, громкость которого равна 50, местами может с легкостью превышать этот уровень. Исходя из удобства прослушивания, все значения могут настраиваться человеком, например, посредством управления физическим уровнем громкости (в результате которого оба значения 0 и 100 увеличиваются пропорционально). В частности, данное свойство позволяет выполнять настройку динамического диапазона.
Принимаемые им значения имеют следующий смысл:
Агенты пользователей должны предоставлять слушателю возможность настройки значений, соответствующих '0' и '100'. Ни одна из настроек не является универсальной, так что при выборе подходящих для нее значений принимаются во внимание используемое оборудование (динамики или наушники), окружение (салон автомобиля, домашняя обстановка или библиотека) и персональные настройки. Приведем несколько примеров:
Во всех случаях может использоваться одна и та же таблица стилей разработчика. При этом только для уровней '0' и '100' необходимо будет установить те значения, которые удовлетворят клиента.
Значение: | normal | none | spell-out | inherit |
Начальное значение: | normal |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Ассоциированные устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Это свойство определяет, будет ли текст озвучиваться, и если да, то каким образом это будет сделано (аналогично свойству 'display'). Его возможные значения:
Обратите внимание на существующее различие между двумя элементами, свойства 'volume' и 'speak' которых принимают значения 'silent' и 'none' соответственно. Представление первого элемента займет столько же времени, сколько требуется на его воспроизведение, включая все паузы, расположенные до и после него, но только при этом звук генерироваться не будет. Представление второго элемента вовсе не требует времени, т.к. он не представляется (хотя его дочерние элементы могут представляться).
Значение: | <time> | <percentage> | inherit |
Начальное значение: | зависит от агента пользователя |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | нет |
Процентное задание значений: | см. нижеследующий текст |
Ассоциированные устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Значение: | <time> | <percentage> | inherit |
Начальное значение: | зависит от агента пользователя |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | нет |
Процентное задание значений: | см. нижеследующий текст |
Ассоциированные устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Эти свойства задают паузу, которая должна быть выдержана перед воспроизведением содержимого элемента (или после него). Значения имеют следующий смысл:
Пауза вставляется между содержимым элемента и содержимым любого из свойств 'cue-before' или 'cue-after'.
Для создания более устойчивых таблиц стилей при работе с большими изменениями в частоте воспроизведения речи авторам следует использовать относительные единицы измерения.
Значение: | [ [<time> | <percentage>]{1,2} ] | inherit |
Начальное значение: | зависит от агента пользователя |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | нет |
Процентное задание значений: | см. описания свойств 'pause-before' и 'pause-after' |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Свойство 'pause' - это свойство сокращенной записи для определения свойств 'pause-before' и 'pause-after'. Если для него задано два значения, то первое присваивается свойству 'pause-before', а второе - свойству 'pause-after'. Если задано только одно значение, то оно присваивается обоим свойствам.
H1 { pause: 20ms } /* pause-before: 20ms; pause-after: 20ms */ H2 { pause: 30ms 40ms } /* pause-before: 30ms; pause-after: 40ms */ H3 { pause-after: 10ms } /* pause-before: ?; pause-after: 10ms */
Значение: | <uri> | none | inherit |
Начальное значение: | none |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | нет |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Значение: | <uri> | none | inherit |
Начальное значение: | none |
Применяется: | все элементы |
Наследование: | нет |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Звуковые пиктограммы - это один из способов выделения семантических элементов. Для определения границ элемента до и/или после него могут воспроизводиться определенные звуки. Значения имеют следующий смысл:
A {cue-before: url("bell.aiff"); cue-after: url("dong.wav") } H1 {cue-before: url("pop.au"); cue-after: url("pop.au") }
Значение: | [ <'cue-before'> || <'cue-after'> ] | inherit |
Начальное значение: | не определяется для свойств сокращенной записи |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | нет |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Свойство 'cue' - это свойство сокращенной записи для определения свойств 'cue-before' и 'cue-after'. Если для него задано два значения, то первое присваивается свойству 'cue-before', а второе - свойству 'cue-after'. Если задано только одно значение, то оно присваивается обоим свойствам.
Следующие два правила эквивалентны:
H1 {cue-before: url("pop.au"); cue-after: url("pop.au") } H1 {cue: url("pop.au") }
Если агенту пользователя не удается воспроизвести звуковую пиктограмму (например, это не позволяет сделать окружение пользователя), рекомендуется воспроизводить альтернативную реплику (например, выдача предупреждающего сообщения или сигнала и др.)
Дополнительную информацию о методах генерации содержимого можно найти в разделе, посвященном псевдоэлементам :before и :after.
Значение: | <uri> mix? repeat? | auto | none | inherit |
Начальное значение: | auto |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | нет |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Аналогично свойствам 'cue-before' и 'cue-after', данное свойство определяет фон, который будет звучать во время воспроизведения содержимого элемента. Значения имеют следующий смысл:
BLOCKQUOTE.sad { play-during: url("violins.aiff") } BLOCKQUOTE Q { play-during: url("harp.wav") mix } SPAN.quiet { play-during: none }
Эффекты пространственного звучания являются важной стилистической составляющей озвучиваемой презентации. Они предоставляют естественный способ для раздельного воспроизведения нескольких голосов, как это происходит в реальной жизни (разговаривая, люди редко находятся в одном месте в помещении). Использование стереодинамиков позволяет создавать латеральное тон-ателье. В свою очередь, использование стереофонических наушников или приобретающих все большую популярность домашних центров с пятью динамиками позволяет создавать полноценный объемный звук, а установки с несколькими динамиками могут создавать реальную трехмерную тон-студию. Язык VRML 2.0 также поддерживает эффекты пространственного звучания, свидетельствуя о том, что в свое время оборудование, воспроизводящее пространственный звук, станет более доступным по розничной цене.
Значение: | <angle> | [[ left-side | far-left | left | center-left | center | center-right | right | far-right | right-side ] || behind ] | leftwards | rightwards | inherit |
Начальное значение: | center |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Значения имеют следующий смысл:
Наиболее вероятной областью использования данного свойства является добавление одного и того же сигнала в различные каналы с разной громкостью. При этом для создания эффекта студийной записи также можно использовать сдвиг фаз, цифровую задержку и другие подобные технологии. Конкретные методы, применяемые для создания этого эффекта, и количество используемых динамиков зависят от пользовательского агента. Данное свойство, просто, определяет желаемый конечный результат.
H1 { azimuth: 30deg } TD.a { azimuth: far-right } /* 60 градусов */ #12 { azimuth: behind far-right } /* 120 градусов */ P.comment { azimuth: behind } /* 180 градусов */
Если задан пространственный азимут и выходному устройству не удается воспроизвести звук позади слушателя, то агентам пользователя необходимо преобразовать значения, определенные в задней полусфере, в значения, определенные в передней полусфере. Один из возможных методов преобразования состоит в следующем:
Значение: | <angle> | below | level | above | higher | lower | inherit |
Начальное значение: | level |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Значения данного свойства имеют следующий смысл:
Конкретные методы, применяемые для создания этого эффекта, и количество используемых динамиков не определены. Данное свойство просто определяет желаемый конечный результат.
H1 { elevation: above } TR.a { elevation: 60deg } TR.b { elevation: 30deg } TR.c { elevation: level }
Значение: | <number> | x-slow | slow | medium | fast | x-fast | faster | slower | inherit |
Начальное значение: | medium |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Это свойство задает частоту воспроизведения слов. Обратите внимание, что допускается использование как абсолютных, так и относительных значений ключевых слов (сравните со свойством 'font-size'). Принимаемые им значения имеют следующий смысл:
Значение: | [[<specific-voice> | <generic-voice> ],]* [<specific-voice> | <generic-voice> ] | inherit |
Начальное значение: | зависит от пользовательского агента |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Значение представляет собой список названий семейств голосов, разделенных запятыми и упорядоченных по приоритету (сравните со свойством 'font-family'). Значения имеют следующий смысл:
H1 { voice-family: announcer, male } P.part.romeo { voice-family: romeo, male } P.part.juliet { voice-family: juliet, female }
Название конкретного голоса может и даже должно быть заключено в кавычки, если какие-либо из содержащихся в нем слов не соответствуют правилам синтаксиса идентификаторов. Кроме того, в кавычки рекомендуется заключать названия конкретных голосов, состоящие из нескольких слов. Если кавычки опущены, то все пустое пространство, располагающееся до и после названия голоса, игнорируется, а все последовательности пустого пространства внутри названия преобразуется в один пробел.
Значение: | <frequency> | x-low | low | medium | high | x-high | inherit |
Начальное значение: | medium |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Задает среднюю высоту (частоту) голоса. Средняя высота голоса определяется семейством голосов. Например, средняя высота стандартного мужского голоса приблизительно равна 120 Гц, а для женского голоса она составляет около 210 Гц.
Принимаемые данным свойством значения имеют следующий смысл:
Значение: | <number> | inherit |
Начальное значение: | 50 |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Определяет вариацию относительно средней высоты голоса. Воспринимаемая высота человеческого голоса определяется основной частотой и обычно имеет значение 120 Гц для мужского голоса и 210 Гц для женского. Звучание человеческого голоса сопровождается изменениями в его интонации и высоте, что придает ему дополнительную выразительность и смысловую окраску. Поэтому очень оживленный, т.е. флективный голос, будет задействовать очень широкий диапазон частот. Исходя из этого, определяются границы диапазона таких вариаций, т.е. определяется, насколько сильными могут быть отклонения от основной частоты.
Принимаемые этим свойством значения имеют следующий смысл:
Значение: | <number> | inherit |
Начальное значение: | 50 |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Задает высоту "локальных пиков" на фоне основной интонации голоса. Например, в английском языке используется много ударений, так что различным частям предложения могут назначаться первичные, вторичные или третичные ударения. Значение свойства 'stress' контролирует уровень всплесков, имеющих место при реализации этих ударений. Данное свойство используется вместе со свойством 'pitch-range' и позволяет разработчикам использовать звуковые дисплеи высокого качества.
Принимаемые данным свойством значения имеют следующий смысл:
Значение: | <number> | inherit |
Начальное значение: | 50 |
Применяется: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Задает насыщенность, или яркость, голоса. Сильный голос будет хорошо слышен в большом помещении, а тихий, или гладкий, - нет. (Термин "гладкий" относится к форме волнового фронта.)
Принимаемые им значения имеют следующий смысл:
Еще одно свойство speak-header, используемое для управления озвучиванием, описано в главе "Таблицы".
Значение: | code | none | inherit |
Начальное значение: | none |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Данное свойство определяет метод озвучивания знаков пунктуации. Принимаемые им значения имеют следующий смысл:
Значение: | digits | continuous | inherit |
Начальное значение: | continuous |
Область применения: | все элементы |
Наследование: | да |
Процентное задание значений: | нет |
Устройства: | устройства звукового воспроизведения |
Данное свойство определяет метод озвучивания чисел. Принимаемые им значения имеют следующий смысл:
Закладки на сайте Проследить за страницей |
Created 1996-2024 by Maxim Chirkov Добавить, Поддержать, Вебмастеру |